Джеральдин Брукс «Люди книги»


Если у Вас есть желание прочитать что-нибудь об истории какого-нибудь артефакта, например старинной книги, о работе с ней ученых, то роман Джеральдин Брукс «Люди книги» Ваша книга.

И хотя персонажей в романе Брукс немало, истинной героиней является Сараевская Аггада, книга с пергаментными страницами, с десятками блистающих золотом и медью миниатюр, на которых изображены библейские эпизоды. О настоящей истории Аггады, созданной около 1350 года, в пору писать захватывающее документальное повествование, что в начале и планировала сделать Брукс, но позже все-таки избрала художественную форму. Ее героиня, австралийский реставратор Ханна Хит, по заказу и под эгидой ООН реставрирует прославленную книгу в растерзанной и нищей послевоенной Боснии. Найденный в книге волосок, крыло бабочки, пятно от вина и крови на странице, запись венецианского цензора ведут ее в прошлое книги. Картины расследования Ханны, которое к концу романа обрастает элементами детектива, перемежаются вставными историями о людях, которые на протяжении веков спасали, прятали, создавали и портили бесценную книгу.

Иные люди и события кажутся просто фантастическими – до тех пор, пока не знакомишься с реальной историей Аггады, превосходящей любой вымысел. Так много книг было утрачено, но у этой маленькой книжки всегда находились защитники, временами самые неожиданные. Книгу, по всей видимости, и вправду вывезли из Испании евреи, изгнанные из страны в 1492 году. В 1609 году в Венеции католический священник Висторини действительно подписал распоряжение, которое спасло  Аггаду от папской инквизиции. В годы второй мировой войны Аггаду и в самом деле спас от нацистов библиотекарь-мусульманин. Уже в девяностых, во время гражданской войны в Югославии, в Сараево еще один библиотекарь-мусульманин под сильным обстрелом вынес старинную книгу и спрятал ее в ячейке банковского хранилища…

Джералдин Брукс долго шла к этому роману. Уроженка Австралии, как и ее героиня Ханна Хит, закончила Колумбийский университет в Нью-Йорке и стала журналисткой, писала о войне в Персидском заливе, о конфликтах на Ближнем Востоке и на Балканах. Здесь она и узнала о «Сараевской Аггаде». Собирая материалы для романа, смотрела как реставрируют книгу, изучала тонкости книжной консервации.

Думаю, я не испорчу впечатление от книги, если скажу, что финал у нее счастливый — подобно судьбе самой «Сараевской Аггады», которая выставлена теперь в Национальном музее Боснии-Герцоговины и считается ценностью не только Сараева, но и всей мировой культуры.

Нина Порфёнцева
Библиотека Пельгуранна

о наличии книги см. в каталоге ESTER

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *