«Последний романтик» – книга автора нашумевшего бестселлера «Есть, молиться, любить» — Элизабет Гилберт.
С бестселлером Гилберт у меня особые отношения. Для меня «Есть, молиться, любить» одна из любимейших книжек – очень «живая», искренняя, полная самоиронии и хорошего юмора, да и тема поиска себя мне крайне близка.
После этого прочла несколько других её произведений, но ничто так не зацепило, как «Последний романтик», также описывающий абсолютно реальную историю, происходящую в современной Америке.
В каком-то смысле «Последний романтик» — та же тема поиска своего места в этом мире, но если «Есть, молиться, любить» — книга о женщине и женском способе обретения себя, то «Романтик» — напротив, более «мужская» книга, затрагивающая именно мужские проблемы становления личности, роль современного мужчины в нашем слишком уж комфортабельном обществе.
На мой взгляд, перевод названия книги не слишком удачен, так как «The Last American Man» — гораздо ближе соответствует содержанию. Да и назвать Юстаса Конвея «романтиком» у меня язык не поворачивается – для романтика он слишком практичен.
Кто же такой этот Юстас Конвей? – Пожалуй, если всё-таки попытаться охарактеризовать столь незаурядную и неоднозначную личность одним единственным словом, то я бы рискнула назвать его гением. Только не торопитесь представлять профессора со всклоченной шевелюрой или юного изящного пианиста… Юстас Конвей — гений совсем иного рода, но, как и большинству гениев, ему свойственны поразительная преданность и самоотдача своему призванию, невероятные целеустремлённость и работоспособность, а так же… одиночество и непонимание (несмотря на массы восторженных почитателей, притягиваемых столь неординарной личностью).
Уже с детства Юстас рос совершенно уверенным в своей уникальной задаче – изменить этот мир, глубоко погрязший в невежестве, вернуть человечество к истокам, заставить отказаться от разлагающего тело и душу комфорта, от чрезмерного потребительства, заново научить выживать в единственно естественной среде обитания – в дикой природе.
Ради этой цели, он готов был пройти огонь, воду и медные трубы, ставя себя в такие условия, в какие любой нормальный здравомыслящий человек себя никогда добровольно не поставил бы – и всё ради того, чтобы люди заметили его, услышали и пошли за ним. На протяжении всей книги складывается впечатление, что слово «невозможно» просто-напросто отсутствует в словаре Юстаса Конвея.
Многие из нас мечтают о лучшей жизни где-нибудь поближе к природе. Кто-то строит загородный дом, кто-то покупает дачу или планирует перебраться в эко-поселение.
Многие сортируют отходы, стараются ограничить потребление вредной пищи, выключают кран во время чистки зубов.
У Юстаса Конвея, в этом смысле, совершенно уникальный путь, и в этом пути он пошёл гораздо дальше большинства людей, неравнодушных проблемам экологии.
Перед нашими глазами разворачивается история абсолютно реального и, тем не менее, совершенно необыкновенного человека. Мы видим его сложные отношения с отцом, с близкими людьми, с женщинами, видим его взлёты и падения, наблюдаем за непрерывной борьбой с собственными ограничениями и ограничивающими обстоятельствами. Сочувствуем Юстасу, сопереживаем, радуемся за него, негодуем и раздражаемся его выходкам – в общем, испытываем массу совершенно противоположных эмоций. Но, в итоге, не можем не восхищаться его силой, умом и преданностью своим идеалам.
Очень рекомендую. Особенно тем, кому близка тема экологии, экопоселений, индейцев и натурального образа жизни. Написано просто, честно, с хорошей долей юмора и без излишней романтической идеализации.
Приятного чтения!
Катерина Разина
Читатель Таллиннской Цетральной библиотеки
о наличии книги см. в каталоге ESTER