Марину Москвину, популярную журналистку, радиоведущую, писательницу, неутомимую путешественницу, уже написавшую о своем посещении Японии, Индии, Гималаев, манила с самого детства еще одна далекая страна – Арктика. Будучи школьницей мечтала стать полярником и даже написала письмо в Ленинградский университет на океанографический факультет, спрашивая, не помешает ли ей тот факт, что она девица, живет в Москве и совершенно не знает физики. Ответ пришел в большом конверте на официальном бланке. Там было только одно слово «Помешает». «Не грусти,- утешал ее отец.- Что тебе далась эта Арктика? Выйди во двор, сядь в сугроб, подрейфуй немного- и домой»
Поэтому можно представить негодование Москвиной, когда в 2010 году интернациональная группа защитников северной природы, состоящая из художников, писателей, музыкантов, ученых под предводительством английского независимого сообщества Cape Farewell, приглашает мужа Москвиной, художника Леонида Тишкова, в экологическое путешествие к полюсу.“Леню берут на Северный полюс.
А я, в которой бушевало столько песен об океанах, штормах, я старый читатель Меллвила и Грина, перелопатившая горы книг о бригах, шхунах- остаюсь дома!!». И Москвина пишет письмо в сообщество, умоляет взять ее с собой, обещая воспеть это мореплавание в самых возвышенных тонах. И, действительно,воспела в своей новой книге «Гуд бай, Арктика!…» «Мы держим путь в Ледовитый океан. Господи, спаси нас от бронхита, артрита, гайморита, ринита, радикулита…»
Из всех путевых романов «Гуд бай, Арктика!…» вышел самым экстремальным. Что и не удивительно. Ведь как-никак не на курорт собрались герои. Да и путешествуют они на двухмачтовом паруснике, шхуночке, можно сказать скорлупке. Качает и болтает то так, то этак,судно лежит то одном боку, то на другом.Путешественники наблюдают грандиозные ледники, заповедные места обитания моржей, голубых китов, белых медведей, любуются белой хрустальной радугой и узнают, что в языке эскимосов существует 200 эпитетов для обозначения снежного цвета. В русском их три-четыре, в английском и вовсе один: white! Но много и грустного на пути героев: Арктика тает, жители вместо саней пользуются лодками. А зверье, лишаясь на глазах гостеприимных и обжитых льдин, бродит сиротливо по береговым скалам.
Да и экстремальных ситуаций в романе хватает! Однажды в преддверии кораблекрушения всем было приказано одеть спасательные жилеты и взять с собой все самое дорогое. Москвина панически сунула свернутое в трубочку учение Махараджа о том, что мир–иллюзия, что мы никогда не рождались, поэтому при всем желании не умрем. А муж Марины взял ключи от дома…
Марину Москвину называют писателем солнечной породы и ее новая потрясающе оптимистичная и веселая книга про сумасшедшие приключения творческих людей еще раз подтверждает это. И, конечно, она адресована в первую очередь тем читателям, кого однажды накрыло восхитительным неврозом: аллергией на оседлый образ жизни.
Нина Парфенцева
Библиотека Пельгуранна
О наличии книги см. в каталоге ESTER